Стравливание воздуха с систем отопления
Наиболее распространённым типом теплоносителя в системах отопления (далее – СО) является обычная вода или антифриз. Их использование имеет много положительных сторон, однако в таки системах часто возникает проблема появления в трубах и радиаторах воздуха. Его скопления могут появляться по различным причинам и на разных участках системы. Появление воздуха приводит к ухудшению циркуляции теплоносителя, что в свою очередь оборачивается малоэффективной работой отопительных приборов. Именно из-за воздушных пробок радиатор может слабо прогреваться или вовсе не нагреваться, а иногда холодными остаются целые ветки и стояки. Поэтому с появившимся воздухом в системе нужно своевременно бороться и стравливать его, чтобы обеспечить в СО нормальную циркуляцию. В данной статье мы поговорим о самых распространённых причинах возникновения воздушных пробок в трубах, а также рассмотрим действенные методы стравливания воздуха.
Причины появления воздуха в системе трубопроводов
Практически на каждом участке СО может появиться скопление воздуха, и причин тому может быть довольно много. Мы рассмотрим основные и самые распространенные возможные причины образования в СО воздушных пробок.
Первой распространённой причиной появления воздуха являются ошибки, допущенные еще на стадии проектирования СО и её монтаже. Например, проблемы могут появиться из-за неправильных уклонов магистральных трубопроводов, отсутствия на радиаторах кранов Маевского для стравливания воздуха, и другие ошибки. Появиться воздух в трубах может и из-за разгерметизации СО. Если в оборудовании появляются трещины или детали, элементы и узлы были соединены не качественно, то через эти отверстия может попадать воздух в систему.
Подобные проблемы могут возникать и при возникновении поломок оборудования СО. Например, в закрытых СО при повреждении мембраны расширительного бака воздух попадает через трещины в систему. В СО зачастую устанавливают специальные устройства – воздухосбрасывающие клапаны, которые должны автоматически стравливать в атмосферу воздух при его появлении в трубах. И если такие клапаны выходят из строя или работают не должным образом, то и это может стать причиной образования воздушных пробок. Воздух в СО может «запустить» и сам домовладелец в процессе её заполнения теплоносителем, если проводить этот процесс неправильно. Среди причин появления воздуха есть и независящие от домовладельца обстоятельства. Например, при нагревании вода выделяет кислород, который постепенно скапливается в трубах.
Иногда воздух появляется в трубопроводах фактически ежедневно, поэтому стравливать его из системы – довольно хлопотное дело. Подобное может происходить из-за химической реакции теплоносителя и материала радиаторов и трубопроводов (зачастую алюминиевых). В результате этой реакции выделяется водород и кислород, постепенно газы накапливаются, и в системе появляется одна или несколько воздушных пробок. Как бороться с ежедневным образованием газов в системе? В большинстве случае для этих целей используется кран Маевского, который устанавливается на батарею и может автоматически стравливать появляющийся воздух.
Как заполнить систему водой без появления воздуха?
Довольно часто воздушные пробки образовываются в СО в момент её заполнения водой. Но если всё делать правильно, то вероятность появления проблемы с воздухом можно минимизировать. Если в вашей СО используется расширительный бак открытого типа, то процесс наполнения системы с вытеснением из неё воздуха будет простым и не требующим особых инструментов, знаний и опыта. Заполнение системы начинается с её нижней точки и заканчивается заполнением расширительного бака, расположенного в самой верхней точки системы. Чтобы начать заполнение системы жидкостью, достаточно открыть отсекающий кран, разделяющий водопровод и СО. Но перед этим нужно провести некоторые подготовительные манипуляции.
Зачастую тепловые генераторы оборудованы группой безопасности, которую в момент заполнения системы водой рекомендуется отсечь от СО, воспользовавшись соответствующими кранами. Перед заполнением также нужно подсоединить шланг к патрубку перелива бака, и вывести его наружу (на улицу). После этого можно примерно на треть открыть кран подпитки. Благодаря малому напору все элементы, оборудование и участки СО будут заполняться равномерно и постепенно.
Важно. Чтобы ускорить процесс заполнения некоторые домовладельцы открывают кран подпитки больше, чем на треть. Но при увеличении водопроводного давления в подаваемом теплоносителе может образоваться растворенный кислород, что приведет к образованию воздуха в СО и появлению пробок. Образовавшийся воздух стравить будет уже сложнее, поэтому лучше изначально не спешить, и заполнять систему при малом напоре, чтобы не допустить появления воздуха.
Заполнение нужно проводить до тех пор, пока из выведенного наружу шланга не польется вода. Когда это случилось, подпитку нужно перекрыть. Далее нужно обойти каждый радиатор и с помощью крана Маевского стравить воздух. Когда все манипуляции проделаны, можно открывать краны, которые отсекают котел от системы. Когда котел начнет заполняться, воздухоотводящий клапан, входящий в состав группы безопасности котла, начнет издавать характерные шипящие звуки. Далее нужно проследить, чтобы бак заполнился примерно на 2/3.
Когда система заполнена теплоносителем, можно запустить тепловой генератор и проверить работу всей СО. По мере разогревания теплоносителя, все радиаторы должны прогреваться равномерно. Если же некоторые из них остались холодными, или их температура существенно ниже, чем у других батарей, то с таких радиаторов нужно дополнительно стравить воздух описанным выше способом. На то, чтобы окончательно войти в рабочих режим, системе может потребоваться около недели. Поэтому после запуска СО в течение этого времени нужно следить за уровнем жидкости в расширительном баке и проверять прогреваемость радиаторов.
Если в вашем доме работает закрытая СО, то для её заполнения теплоносителем лучше прибегнуть к помощи еще одного человека, поскольку в одиночку качественно провести эту процедуру будет проблематично. Один человек должен открывать кран подпитки, обеспечивая подачу воды в СО, и следить за манометром. Когда давление повысится до двух Бар, подпитку нужно отключить, и в это время второй человек обходит радиаторы и с помощью кранов Маевского стравливает с них воздух. Постепенно давление в системе может падать, и в таких случаях первый человек должен открывать подпитку и пускать воду из трубопровода в систему, после чего вновь перекрывает подачу.
Для справки. В конструкции закрытых СО предусмотрен мембранный расширительный бак, который также помогает выводить из системы воздух. Когда воздух стравливается, освободившееся место заполняет вода.
Отправляя данную форму,вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных.
Стравливание воздуха из работающей СО
Если СО уже работает, но вы заметили признаки появления в ней воздушных пробок, то воздух нужно стравить, и для начала потребуется локализировать место появления воздуха. Такими признаками могут служить характерные журчащие шумы в трубопроводах или охлаждение участков батарей и труб. После того, как примерное место образования пробки выявлено, нужно воспользоваться воздухоотводящим клапаном, установленным выше по трубе. Теперь нужно открыть кран подпитки (незначительно), и попытаться стравить воздух через этот клапан. Данная схема работает для стравливания воздуха и из радиаторов, и из труб.
Этот стандартный метод помогает стравить воздух, но далеко не во всех случаях его использование дает желаемые результаты. Иногда помогает выдавить воздушную пробку увеличение давления в системе и увеличение температуры теплоносителя. В таком случае увеличивать эти параметры работы СО нужно до близких к максимально допустимым рабочим значениям. В подавляющем большинстве случаев воздушная пробка после этих манипуляций все же перемещается к воздухоотводящему клапану, и выводится из системы. Если этого не происходит, то нужно постараться избавиться от воздушной пробки через разъемное соединение, которое расположено возле места её образования. Однако в таком случае есть риск обжечься, поэтому процедуру нужно проводить аккуратно и с соблюдением всех правил безопасности.
Совет. Если стравить воздух вышеуказанными способами не удается, а разъемных стыков поблизости нет, то специалисты рекомендуют слить теплоноситель из всей СО или же отдельной её части, где образовалась воздушная пробка, после чего её нужно правильно заполнить и в результате вы получите СО без воздуха и связанных с этим проблем. При этом нужно постараться найти причину появления воздушной пробки, чтобы не допустить её появления вновь.
Заключение
Выше мы рассмотрели несколько главных причин появления воздушных пробок в СО, но таких причин существует гораздо больше. Одной из них является банальное низкое качество теплоносителя, из-за чего воздухоотводящий клапан может быстро забиться и перестать функционировать. Выход из строя клапана может остаться незамеченным, поэтому вскоре может появиться проблема с накоплением воздуха в трубах и радиаторах. Чтобы не допустить подобных неприятностей, желательно регулярно проверять работу клапанов и периодически проводить промывку радиаторов и трубопроводов. Важно поддерживать работоспособность системы и тщательно проверять все её элементы еще до отопительного сезона и в первые недели работы СО, чтобы во время морозов не приходилось в авральном режиме проводить ремонтные работы системы.